Образование эпохи постмодерна

На предыдущую страницу

Опубликовано на сайте: http://www.studioza.ru/article/106/

Образование эпохи постмодерна

Но совмещать два эти ремесла
Есть тьма искусников-
я не из их числа…
"Горе от ума"

Достоинство выпускников технических ВУЗов или "физиков" - умение мыслить системно и стратегически. Точные науки, эксперименты, лабораторные работы- все это формирует и оттачивает искусство "правильно" мыслить, раскладывать все по полочкам, ставить цели и достигать их.
Лирикам, как известно, досталось образное и ассоциативное мышление, поэтому гуманитарии- люди очень творческие и не рациональные. Стоят замки на песке, витают в облаках и травмируют окружающих вечным томиком Витгенштейна под мышкой.
Так было раньше. Были времена, когда в Школе и ВУЗе молодежь проходила через образовательную машину, плавно вливаясь во взрослую жизнь (этому способствовали практические занятия на уроках и распределение после института). Студент не просто запоминал факты, полезные для будущего, но и жил, воспринимая образ жизни старшего поколения, их ценности.
Сегодня в мире грандиозных скоростей, обилия информации едва ли можно встретить человека идеального веберовского типа - исключительно лирика или физика. Эти стремительные перемены, прежде всего в образовании, а также рыночная конъюнктура требуют от молодых людей почти невозможного - сочетания умения системно и грамотно мыслить, строить бизнес-планы и придавать этой стратегии поэтическое и художественное очарование. Особенно этот запрос заметен в области PR, политической рекламы и консалтинга.
Человек нового типа должен уметь принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, заводить как можно больше друзей и адаптироваться к быстро меняющейся действительности.
Слова, обозначающие новые профессии отражают эти революционные изменения в мире - политтехнолог, как технолог на предприятии, должен уметь создать новое политическое производство, следить за фабрикой идей, грамотно продавать эти идеи, владея искусством директ- маркетинга… Область приложения такого универсального специалиста- гуманитарные технологии. Что делать? Запрос истории и мода…
Алан Тоффлер в "Футурошоке" писал, что "Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Ибо в мире будущего информация смертна и быстро устаревает. Студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять".
Неудивительно, что в рекламу и PR идут социологи, маркетологи, экономисты, журналисты, психологи, политологи историки, да еще бог знает кто…
Специалист подобен флюсу
Козьма Прутков
Что же делать нам, молодому поколению карьеристов и карьеристок. Как угнаться за удачей и принести пользу человечеству? Что предпринять, чтобы не оказаться в аутсайдерах?
Мне представляется, как минимум, три возможных варианта решения проблемы, причем, каждый путь направлен на свой результат.
- Учеба в университете
- Самообразование (чтение, дистанционное обучение- источники книги, интернет)
- Участие в Форумах и конференциях.
Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги…
Конечно, Вузы никто не отменял, и хотя порой система знаний в этих "питомниках разума" устаревает быстрее, чем остывает яичница на сковородке, сегодня высшие образовательные учреждения- все- таки базовый профессиональный инкубатор. Путь в родные пенаты тернист и труден, к сожалению, приносит массу разочарований. Так было и со мной. Год занималась на износ, чтобы переступить пород первого ГУМа, попала на три факультета и выбрала философский. Первый год пролетел, как фанера над Парижем, легко и весело напевая… Но в середине второго курса форма обучения меня разочаровала: лекций и самостоятельного чтения явно не хватало, не доставало навыков, практики и "поля", чтобы эти знания применить. Бумажные республики, формы управления роились в моей голове … но от этого более реальными не становились. Специалисту без практики сегодня можно вынести приговор - есть опасность не вписаться в конъюнктуру. Я убеждена, что позволить себе отдыхать в течение пятилетней учебы студент нашей специальности себе позволить не может. Мне без дела не сиделось в душном читальном подвале - интервьюировала от ВЦИОМа, участвовала в предвыборной кампании в МосгорДуму и по капельке, как березовый сок, собирала нектар опыта. К концу 2 года обучения и этот костюм стал мне жать в плечах. Встал вопрос, как в анекдоте про Карла Маркса, а УМИЩЕ- то я куда дену??? Очередное студенческое лето пролетело на пляжах, где "Бегство от свободы" или "Финансы и кредит" читаются с большим трудом и надрывом. В голове так хорошо и пусто, что можно закричать и … услышишь эхо.
ДАО номер два
Так случилось: личная драма дала мне мощный стимул к развитию (к слову, стимул- это такая палка, которой пыняли упрямых ослов). Я стала активно самообразовываться. Зачем? Профессионал, зажатый и не умеющий нормально и грамотно разговаривать по телефону, вести переговоры, устроиться на работу, говорить нет - в наше время большая редкость, можно сказать, реликт. Выступать перед аудиторией, пробивать себе дорогу, ставить цели и добиваться результата - без этого карьера невозможна. Но ролевые игры в помещении, даже с выходом на улицу имеют один существенный недостаток- это ИГРЫ. Из игры можно выйти в любой момент, сославшись на головную боль. Если ты пресс-секретарь, и тебе предстоит ответственное задание, уйти равнозначно увольнению. Эффект от тренингов нужно было закрепить ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ!
И рыбку съесть и косточки сдать
А что? Лишь бы найти приемный пункт.
Ролики быстро несут меня по дорожкам Ботанического Сада… Наши трепетные родители говорят: "Милые дети, не торопитесь взрослеть, не лишайте себя детства! Карьера- игра с нулевой суммой. Живите сейчас и здесь" А сами отправляют в детские садики с 6-7 уроками в день…Тусуйтесь, отдыхайте, объездите весь мир, посетите все пивные фестивали и танцующие марафоны. Мы - новое поколение - ценим молодость и сознаем ее быстротечность. Поэтому я и катила на роликах со скоростью 10 километров в час, напевая "Аривидерчи"… но после работы, за которую мне не платили.
Я работала на будущее.
Предложение нашего преподавателя С. Маркова стать менеджером Летней Политологической Школы 99 в Форосе было принято с энтузиазмом.
Ах, Крым… и стихи Пастернака. Или Мандельштама все-таки?

Идея Летней политологической Школы - проекта пилотного и нового - была грандиозной. Собрать на берегу Черного моря в символической резиденции ФОРОС (городок провинциальный и курортный, с налетом элитарности, где обычно отдыхают только очень высокопоставленные москвичи) Мастеров и Подмастерьев, Волшебников и тех, кто еще "только учится"- весьма оригинальное, а главное жутко полезное мероприятие. Одни - отдохнут от суеты и расслабятся, на молодежь поглядят, а другие - желторотые, но зубастые будут добывать клад, который эксперты любезно зароют. Недалеко и с подсказками. Форд "Баяр" в реальном месте и времени, а не по ящику. Только показывать надо не спортивные эксзерсисы, а умение задавать вопросы и генерировать идеи. И побеждает не ловкий акробат, а жонглер, владеющий искусством словесной эквилибристики.
Дело мастера боится
Оказывается, средний студент политолог 3-го курса философского факультета МГУ может, в сущности, очень мало. Люди, техника (офисная), информация - вот три основных категории, которыми уметь оперировать. Информацию - собирать, анализировать, выявлять, искать и находить, и даже создавать (слухи, например), с техникой все понятно- заводить ящик, создавать скромный сайт на бесплатных хостингах, оправлять факс и делать рассылку. С людьми - заводить знакомства, правильно и вежливо разговаривать, владеть навыками эриксонианского гипноза и знать основные коммуникативные теории. А еще с людьми лучше дружить!
Учитесь плавать
Пришлось учиться плаванию и элементарной навигации, что называется в процессе. Робкие попытки заставить нефункционирующий факс заработать, а лазерный принтер "кушать" черновики. Но самое интересное- ОХОТА и отлов в положенных местах наших многоуважаемых политических аналитиков и консультантов. Пробовали застать их в офисе, на тусовках - безнадежно. Только в следующем году я усвоила одно простое правило - звонить надо ТОЛЬКО на мобильный. Пусть это невежливо, пусть напоминает сетевой маркетинг, зато эффект потрясающий. Полный комплект экспертов, хороших и разных, был укомплектован и отправлен к полуострову Крым.
И вот 30 еще не негритят "пошли купаться к морю"…
Необходимые навыки и хороший опыт дают только в очень хороших, как правило, проплаченных ВУЗах. Но Университеты и Академии- это первым делом корочка. Рекруитмент минимальный- потому что профессор должен быть не только умным, но и умпешным- быть приближенным или иметь свой исследовательский институт (как говаривал наш венгерский друг Андраш Дэак, участник Фороса 2000 "ИсследоВАтель надо произносить с ударением на предпоследний слог"). Психолог Герберт Герджой считает, что в новом веке изменится смысл понятия "безграмотность". В ряды безграмотных попадут и Гарвардцы и Оксфорцы и МГУшники, ибо "не научились учиться". Спустя год после защиты диплома я вижу: Университет- не библиотека и не выставка- продажа, не лекторий. ВУЗ- питательная интеллектуальная среда, где и созревают маленькие птенцы с желтым оперением. Кому-то мало быть просто "интеллигентным" и "образованным"- энергию молодости можно интенсивно пропить, или направить на покорение вершин.
Ты все пела?
Это дело!
Дедушка Крылов
На днях мне позвонила однокурсница, искала работу. Я сижу дома с ребенком, ежедневно работаю с первой недели рождения сына. Меня подмывало спросить: "Что ты делала ПЯТЬ лет?" Мой ребенок научится ходить, говорить, петь, считать и читать, а ты, куда ты жила? ЗАЧЕМ? Впрочем, каждому свое.

Форос 1999 - медовый месяц студентов и Летней Школы. Точнее, две недели страстных объятий с морем и Ай-Петри, при довольно скромном интересе к знаниям. Глеб Павловский находился в лагере почти неделю - сколько можно было спросить. До сих пор удивляюсь, как "много" нам тогда сообщили.
"Никколо-М", "Имидж-контакт"- конкуренты на политическом поле, "натаскивали" нас каждый день. А кормили вкусно: упражнения на понимание "монетка", восточные притчи, обожаемая "мафия", иллюстрации и сценки, веселые игрища и даже первобытные танцы у костра.
Юные туземцы - как непритязательны были мы, словно дельфины, довольствующиеся одной рыбкой, когда рядом стоит целое ведро отборной и раскормленной.
Зимняя сказка в условиях гипоксии
Следующий Форум состоялся зимой 2000 года , организованный Институтом политических исследований совместно с "Имидж- контактом", РаСиоС и ГУ ВШЭ в подмосковном пансионате "Пахра" в дни февральских каникул. Все было иначе: участники- голодные и шустрые еще не акулы, но акулята из разных регионов страны. Помпа, фанфары, работа на износ. Мистерии и представления, работа на износ. Видеокамеры, Березовский, Лисовский, Павловский, Жириновский и работа на износ в условиях полного отсутствия кислорода, так необходимого мозгу. Царство имиджа и полный контакт в условиях политической гипоксии.
Студентов невозможно было выгнать на улицу. После такого интенсивного отдыха мне пришлось уйти в отпуск: так, чтобы на лыжах и лошадях. Если бы не Аня Черемушкина, то и не увидел бы Международный Молодежный Форум "Форос 2000" одного из своих организаторов.
ФОРОС - это вам не Давос
Впервые мы выезжали такой огромной разнородной кампанией участников Форума. Ветеран политических Форумов, узнавала Крым, школу и море…Только тогда, жарким летом 2000 года я увидела, какой мощный ресурс в политических коммуникациях- СООБЩЕСТВО.
Не ассоциация, не коммуна (участники поймут, почему я употребила это слово), а именно Сообщество. Выборы президента виртуального государства Евразия проходили в атмосфере бушующей "танцплощадки на Ибице", временно расположенной в кафе "Зеленка". Пели и танцевали, да. Но также работали и творили, сочиняли и применяли, испытывали на электорате свои манипулятивные и не очень технологии. Пиарили все и всЁ. Один из кандидатов Дмитрий Чижов, к примеру, утром на каждый стол в кафе поставил табличку - "Голосуй и проиграешь!" и "Кушайте, не обляпайтесь". Какие-то Хинштейны создали стенгазету с отвратительными пародиями на основных кандидатов. Избрание законного президента -добродушного Коли Юханова (первое впечатление, будто он, как минимум, "пасть порвет", оказалось ошибочным) проходило под лозунгом "БАТЯНЯ- потянет". Батяню не надо было выбирать, он и так был…
Переманивали технологи и консультанты, зрели заговоры, появлялись антиправительственные транспаранты. На смену первоначальному недовольству социальным пакетом и даже природными условиями пришло счастье пионэрского детства. Игорь Чубайс, Роман Золотовицкий, Георгий Почепцов, Дмитрий Петров перестали быть солидными дядями, и веселились как почетные обладатели красных галстуков.
Трудно сказать, чего не было на этой грандиозной профессиональной тусовке. Питательный бульон, из которого можно приготовить и постный суп и острое харчо!
Некоторые оргвыводы
Если проблема не решается,
Измени мышление, создавшее эту проблему
Великий Эйнштейн
Ошибка молодых и совсем еще юных специалистов (в том числе и автора этих строк), в том, что ВУЗ не важно, проплаченный или нет, им что-то должен! Дать какие- то знания, ноу-хау. Помните, как у Тургенева "не надо ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!" Люди, учитесь сами, и сами берите, просите! С вами обязательно поделятся.
Я начала статью с "Футурошока" Тоффлера, им и закончу: "в век, когда знания безнадежно устаревают быстрее, чем их успевают фиксировать, надо иметь ГИБКОЕ мышление, способность к адаптации и хороший нюх.
Учитесь учиться!
Если это умение у вас есть, то достаточно просто добавить шепотку живого опыта (в пропорции 3 Грефа, 1.4 Павловского, немного Жириновского на кончике ножа, Маркова, Бунина - по вкусу), тщательно смешать с буквой закона (не уголовного, а конституционного, конечно), дольками рыночной экономики, добавить толику веселья, настойку настойчивости, феерверк идей - и молодой политолог готов!!!
Подавать к предвыборным кампаниям горяченьким. Употребляйте нас с пользой на любых политических торжествах. И поверьте, такой специалист не будет подобен флюсу!

Катэ Чинарова

Постскриптум.
А вы собираетесь на следующий Форум?

 

 

 
Hosted by uCoz